настя

Математическая география или географическая математика

Старший кружок.
Несколько занятий занимались математикой с географическим уклоном.
Опишу виды такой работы.
1. Показала им приборчик, и спросила, что это? Они, к моему удивлению, догадались, что это курвиметр.


Измеряли расстояния и переводили его в километры в соответствии с масштабом карты.
Нашли самый удаленный "от всего" остров (нам это потом пригодится).


2. Большие числа. Начали с задачи, взятой из книги "День числа пи" Н. Дашевской.


Вместо .... дети должны были вставить числа сами. Здесь мы вырабатывали свой глазомер, учились оценивать результат, округлять, вспоминали, как надо умножать/делить круглые числа, переводить единицы измерений.


3. Затем мы отправились по маршрутам героев книг Жюля Верна. Дала им разворот из моей готовящейся книги по устному счету. Надо найти "лишний" маршрут.





Вспомнили основные сюжеты.

4. На следующем занятии у нас тоже был географический блок, но уже в гуманитарной части занятия.
Я подобрала им несколько тематических карт, а дети должны были эти самые темы отгадать.
С физической, политической, климатической картами проблем не возникло.

Но есть огромное число видов карт: течений, воздушных потоков, плотности населения, осадков, нехватка воды, почв, экологическое состояние воздуха, видовое разнообразие растений, уровень жизни и уровень образования, распространения религий и т.д.
Все это мы пытались сравнить, проанализировать и разгадать.


В "простых" картах я убирала и названия, и шкалы. В "сложных" - только название. Шкалы на английском языке оставляла в качестве подсказок.








Очень интересно пошло сравнение карты уровня жизни и образования. Сравнение не в нашу пользу.


Задание хорошее. Межпредметные связи отлично отрабатываются. Можно о многом поговорить. Детям интересно. Опять же шкалы отработать можно. Рекомендую.
5. Ну и напоследок пример задания с устной разминки по игре "Код фараона". Бросаем кубики. Если ребенок называет пример, которые дает число с поля, то получает два куска карты, если никто не может найти такой пример, то ребенок придумывает пример и говорит "я знаю, как получить число 56". Остальные игроки должны отгадать пример. Тогда оба получат по куску карты.



Очень динамично. Карта разошлась за пять минут, а потом еще долго составлялась и склеивалась. У каждого была своя методика. Кто-то искал подходящие кусочки, как в пазле, а кто-то сначала искал аналогичные фрагменты на большой карте.



Потом увлеклись подписыванием стран на карте. Бегали туда и обратно, как малыши. Надо сказать, что дети хорошо ориентируются на карте, знают расположение многих стран, островов, рек.
Мне тоже нравится. Так можно обогатить тематически занятия по математике!
Тем более, что Настюха у меня - ребенок с непонятным для меня механизмом мышления. С одной стороны она может зависнуть с элементарной задачкой, а олимпиадную задачу, над которой мне надо минут пять подумать, может решить устно сразу. Ясно, что она не математик. Но по моим представления только математика строит мозги. Поэтому я таким образом убиваю двух зайцев - и мозги строю, и беру широкие темы.